Резюме для начинающих
Сегодня, когда бывалый профессионал испытывает внутреннюю дрожь при мысли о возможной потере работы, трудно давать рекомендации тем, кто только начинает разыгрывать свою первую партию под названием «Карьера». Чтобы не получить отказ, важно грамотно дебютировать. Я предлагаю несколько специальных советов для выпускниц, пробующих себя в роли молодых специалистов.
Поговорим о преимуществах, которые есть у вас по сравнению с другими кандидатами. Недостатки и так очевидны для всех: отсутствие профессионального и жизненного опыта, некоторая инфантильность, а для многих — так и не найденный ответ на вопрос «кем быть». И тем не менее, все эти недостатки с лихвой компенсирует желание действовать, узнавать новое, умение легко приспосабливаться к разным ситуациям, целеустремленность, жажда признания и успеха. Имея эти козыри на руках, можно и побороться за вакантное место под солнцем.
Как известно, начало — это половина успеха. Начало в поиске работы — это составление резюме. На первый взгляд, кажется, что писать, собственно, не о чем — нет опыта работы, профессиональных достижений, служебного роста, нет семейного положения и личного автомобиля. И, дабы заполнить белые поля резюме, в дополнение к нему высылают копии дипломов и похвальных грамот. Эти уловки достигают совершенно противоположных целей — в лучшем случае они вызывают снисходительную улыбку у работодателей.
Как же писать резюме, если не о чем писать?
1. После своей фамилии, имени и отчества четко напишите должность, которую хотите получить. Не стоит перечислять несколько позиций, которые вас могли бы устроить в принципе. Ситуация складывается так, что выбираете не вы, а выбирают вас (по крайней мере, на первом этапе), и работодатель вряд ли оценит широкий круг ваших интересов и потенциальных возможностей. Ему нужен конкретный специалист на конкретную вакансию.
2. Укажите свой возраст, семейное положение, адрес и телефон. Семейное положение нужно писать в соответствии с вашими паспортными данными. Не стоит упоминать о гражданском браке, даже если вы в нем состоите. Никто не посягает на вашу личную свободу, но в глазах работодателя это выглядит несколько инфантильно. Если человек может быть «немножко замужем», вполне возможно, что, придя в офис, он будет «как бы работать».
3. Сделайте особый акцент на образовании, но не так, как это делает большинство вчерашних студентов. Не занимайтесь перечислением всех «корочек», которые вам удалось собрать. Курсы по имиджу, массажу, рекламе и ценным бумагам интересны только в том случае, если напрямую связаны с должностью, которую вы хотите получить. Не советую вам писать, что вы были старостой класса или пели в хоре. К образованию это не имеет отношения и не прибавит вам очков. Стоит
вспомнить о стажировках, практиках и проч. — это не обязательно должны быть заграничные поездки, подойдут и местные компании.
4. Опыт работы. Понятно, что, будучи студенткой, вы не могли работать продолжительное время. Не бойтесь указывать непродолжительный опыт. Даже если вы проработали всего 2—3 месяца в фирме, это надо отразить в резюме. Возможно, еще в период учебы вы проходили практику в какой-то компании. Это тоже можно указать, даже если нет соответствующей записи в трудовой книжке. Выпускница, которая уже работала по специальности некоторое время, имеет преимущества по сравнению с другой претенденткой, имеющей, возможно, лучшие оценки, но не имеющей опыта.
5. Вашим преимуществом может стать знание иностранного языка, а также современных компьютерных программ и интернета.
6. Личные качества. Ошибка состоит в том, что многие девушки в этом разделе напирают на свою обучаемость и открытость новому опыту. Качества, безусловно, хорошие и полезные для любой работы, но в резю-
ме девушки читается примерно так: «Я особенно ничего не умею, но за небольшую зарплату готова научиться». Прежде чем заполнять эту графу, подумайте, какие личные качества важны в профессии, которую вы выбрали. Это может быть аналитический склад ума, умение работать с большими объемами информации, целеустремленность, умение доводить начатое до конца, пунктуальность, честность, порядочность, добросо-
вестность. Имейте в виду, что все эти качества по-прежнему в цене, но работодатель заинтересован в приеме на работу не просто хороших людей, а еще и профессионалов.
7. Чтобы сделать карьеру, вам предстоит стать не только классным специалистом, но и профессиональным джобсикером (соискателем).
Для чего необходимо резюме?
Хорошее резюме — одно из самых эффективных средств поиска работы.
Запомните три ключевых момента:
1. У вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2—3 минут. Если внимание привлечь не удалось, значит, резюме не сработало.
2. При написании резюме следуйте принципу избирательности. Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей. Другими словами, в резюме стоит включать описание именно тех аспектов вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую вы претендуете. Например, если вы занимались научной работой и одновременно консультированием, в резюме, направленном на получение работы в области коммерции, не стоит описывать ваши научные достижения и приводить список ваших научных трудов, лучше перечислить те конкретные навыки и знания, которые вы получили в процессе консультационной деятельности.
3. Удачное резюме может стать поводом для интервью, т.е. личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель — добиться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично.
О чем стоит написать в резюме?
Резюме состоит из следующих блоков:
1. Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города).
2. Цель (не обязательно, но желательно) — кратко описать, какуюдолжность и почему вы хотите получить (не более 6 строк, а лучше 2—3).
3. Трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (сначала указывается последнее место работы). Эта часть основная. Укажите даты начала и окончания работы, наименование организации, название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно), кратко опишите должностные обязанности и производственные достижения, если они у вас были. При описании ваших достижений используйте глаголы действия, такие как «развивала», «сэкономила», «увеличила» или «сократила».
4. Образование. Чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме. Для выпускников и студентов следует помещать его перед предыдущим, так-как опыт работы, если и есть, менее значителен. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели.
5. Дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т.п. (хобби следует упоминать только в том случае, если, оно тесно связано с желаемой работой).
6. Указание на возможность предоставления рекомендаций.
Каким должно быть резюме?
Основные требования к стилю написания резюме:
— краткость;
— конкретность;
— активность (никогда не пишите, «участвовал», «оказывал помощь» и т.п. Это позволяет думать, что вы лишь оказывали разовые услуги);
— честность.
Избегайте использовать местоимение «я». Необходимо быть предельно конкретным в выборе формулировок.
Не следует писать:
— «занималась обучением»;
— «помогала уменьшить ошибки»;
— «быстро усваиваю новые знания».
Следует писать:
— «обучила двух новых служащих»;
— «сократила ошибки на 15%, чем сэкономила фирме $80 ООО»;
— «освоила новые процедуры в рекордно короткий срок — за две недели».
Не будьте многословны и избегайте пассивных форм.
Не следует писать:
«отвечала за выполнение»;
— «находила применение следующим возможностям»;
— «несла ответственность за …»
Следует писать:
— «выполнила»;
— «эффективно использовала»;
— «отвечала за …»
Предпочитайте позитивную информацию негативной.
Не следует писать:
— «улаживала жалобы на …»;
— «препятствовала снижению доли продаж»;
— «перешла с должности».
Следует писать:
— «помогала клиентам в …»;
— «повысила потенциал продукта на рынке»;
— «продвинулась на должность …»
Концентрируйте внимание на ваших достижениях.
Не следует писать:
— «проработала там три года»;
— «выполняла дополнительную работу».
Следует писать:
— «получила повышение в должности и два повышения оплаты»;
— «всегда выполняла работу в срок».
О чем не надо писать в резюме?
Не надо включать в ваше резюме:
• Всю вашу трудовую биографию. На самом деле вашего потенциального работодателя интересуют только последние 3—5 мест работы и период не более 10 лет.
• Ваши физические данные.
• Вашу фотографию.
• Причины, по которым вы уходили с работы.
• Требования к зарплате.
• Имена людей, которые дают вам рекомендацию (на всякий случай подготовьте этот список, он может пригодиться на собеседовании).
В заключение проверьте ваше резюме по следующим позициям:
Попросите проверить его кого-нибудь, кто хорошо владеет языком, на котором оно написано.
В описании настоящей работы используйте глаголы настоящего времени, например «работаю», «проектирую», соответственно при описании предыдущих мест работы используйте глаголы прошедшего времени.
Будьте последовательны: если вы один раз использовали сокращение, используйте его во всем резюме (но лучше приводить все наименования полностью).Избегайте длинных фраз и мудреных слов.Четко выделите необходимые заголовки. Проследите, чтобы ваше резюме было оформлено в одном стиле. Выбирайте стиль, который легко читается (большие поля, не мелкий шрифт, достаточное расстояние между строками и т.п.). Используйте бумагу белого цвета хорошего качества.
Очень важно уместить ваше резюме на одной, максимум на двух страницах.
Будьте уверены, что вы сможете подтвердить всю информацию, которую вы включили в резюме.
Неплохо составить резюме на двух языках. Разумеется, к резюме на иностранном языке предъявляются те же требования относительно оформления, грамотности и стилистического единства, что и к резюме на вашем родном языке.
Действительно полезный шаблон резюме для начинающего. Ведь на первых порах им нечего писать – ведь они еще ничего не делали и не умеют делать. А тут хоть что-то.